Обращая внимание на проблематику религиозного экстремизма и конкретных форм его проявления, можно связать социально-историческую природу с особенностями религиозной веры, имманентными (имманентность — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней) религиозной идеологии возможностями экстремистских превращений, реализующимися в действительности в конкретных экономических, политикоправовых, социокультурных условиях. Экстремистские метаморфозы происходили в истории со всеми религиями, однако из этого не следует, что религия неизбежно приводит к экстремизму. Религиозный экстремизм как превращенная форма истинной религиозной веры всегда проявляется на основе конкретной идеологии. В истории религий периоды экстремистских идеологических метаморфоз были всего лишь отдельными моментами их исторической эволюции. Путем, ведущим к экстремистской метаморфозе религии в целом или отдельных ее толков, является селективная (выборная) актуализация обнаруживающихся в религии ростков экстремизма.
Экстремистская идеологическая метаморфоза в условиях России произошла с салафитским исламом, и эту, уже превращенную исламскую идеологию, взяли на вооружение отдельные конфессиональные группы. На основе экстремистского исламского сознания формируется экстремистское религиозное поведение отдельных групп мусульман, что и используется многими оппонентами ислама для отождествления ислама с экстремизмом, фанатизмом, терроризмом, другими формами человеческой деструктивности.