Сегодня мы рассмотрим одну из причин возникновения и существования этнического экстремизма – этнические стереотипы. 

Говоря о формировании этнического самосознания и этнических стереотипов, можно выделить три основных фактора, которые оказывают наибольшее влияние — это семейные факторы, факторы молодежной среды и общественные факторы. Большинство экспертов к числу главных семейных факторов экстремизма относят: педагогические просчеты в воспитании, низкий уровень жизни семьи, психологическую ущемленность в детстве и отсутствие полноценной семьи. Среди молодых людей, полностью неудовлетворенных своим материальным положением, доля членов экстремистских формирований несколько больше, чем среди тех, кто полностью доволен своим материальным положением. Наиболее значимыми средовыми факторами экстремизма следует считать негативный опыт взаимодействия с представителями иных наций или конфессий, а также некомпетентность в отношении традиций и обычаев других народов. При этом важно учитывать, что непосредственный опыт взаимодействия с представителями иных этносов и конфессий во многом обусловлен уже сформировавшимися этническими стереотипами, наличием/отсутствием этнической или религиозной предубежденности. 

Среди общественных факторов большую роль играет уровень культуры молодых людей. В зависимости от него формируется образ представителей иных национальностей. Среди общественных факторов становления этнического самосознания и этнических стереотипов следует выделить следующие: низкий уровень культуры, сохранение ложных стереотипов в отношении своей и других национальностей, нерешенность социальных проблем, деструктивные действия СМИ. Для этнического самосознания значительной части молодежи свойственны этнические автостереотипы, выражающиеся в более или менее отчетливом признании превосходства собственной национальности. Они не являются типичными для абсолютного большинства молодежи, но остаются заметной характеристикой этнического самосознания. Само по себе представление о величии собственного этноса, вероятно, не влечет значительных негативных следствий, но в сочетании со стереотипом «своей национальности как лучшей» указывает на определенные деформации этнического сознания. Правда, необходимо отметить, что молодые люди связывают отличие своей национальности от других в лучшую сторону, главным образом, с историческим наследием, в значительно меньшей степени выделяют особые морально- нравственные качества и внешний облик. При этом автостереотип «лучшего качества» своей национальности необязательно влечет ее идеализацию. Молодые люди способны увидеть и недостатки «родной национальности», они довольно взвешенно судят о ее достоинствах и отрицательных чертах. Но не являясь идеальной, своя национальность в их сознании все же отличается в лучшую сторону от окружающих. Фиксация данного обстоятельства дает нам основание говорить о значительном распространении в молодежной среде своего рода «прагматического национализма», то есть национализма, не исключающего самокритику и саморефлексию. 

Этнический экстремизм, в целом, можно рассматриваться как результат ложных представлений, нежелания разрушать существующие ложные стереотипы и одновременно как реакция на неготовность относиться с пониманием к нормам, принятым в различных этнических группах.